Если ответить на вопрос очень коротко: нет. Знаете ли вы, что большинство крупных международных компаний с миллиардами оборотов и акциями, на которые облизываются лучшие биржевые брокеры, создавались во время кризисов? Глухие тридцатые, Вторая мировая война, близкие к банкротству 70е в США и наши любимые «лихие 90е». Все эти масштабные события, затянувшиеся на несколько лет – не месяцев (!) – не стали препятствием для людей, которые умеют видеть возможности.
Елена Александрова, бизнес-коуч, участвовавшая в карантинном проекте Forbes Russia, во время которого предприниматели могли обсудить возникшие в бизнесе проблемы, рассказывает:
«Любой из нас, кто пошел по пути собственного бизнеса, всегда должен быть готов к худшему. Помните, шуточные законы Мерфи: если плохое может случиться, то оно случится. И самое простое в этом случае – подумать спокойно о том, что будет. Что будет, если карантин повторится, и продлится, скажем, 12 месяцев? Что будет, если завтра произойдет землетрясение? Даже если метеорит… Что вы сможете как бизнесмен сделать в этих условиях? Какими будут ваши запасные стратегии?»
Эти простые вопросы помогают создать предпринимателю карту инвестиций. Каждый свой шаг он будет соотносить не только с собственными амбициями и готовящимися к реализации планами, а с непредсказуемой действительностью. И его бизнесу кризис не станет помехой.
Решение открыть свой бизнес в кризисные времена не такое уж проигрышное – ведь вы обеспечиваете себя работой, а при удачном стечении обстоятельств и стабильным финансовым потоком. Вы уже не зависите от сокращений на предприятии и других неприятностей. Но стоит придерживаться нескольких железных принципов.
Принцип 1. План «Я»
Не в смысле, что на последнем месте в алфавите. Просто, открывая собственный бизнес в кризис, вы не можете рассчитывать на серьезный штат сотрудников. Во-первых, вам будет трудно платить им регулярную зарплату. Во-вторых, люди в кризис ищут тихой гавани, и мало кто из компетентных профессионалов захочет работать на старт-ап. Либо они найдут свой непотопляемый лайнер, либо сами откроют свой бизнес. А ненадежные кадры вам не нужны.
Поэтому главный совет открывающим бизнес во время бури: найдите дело, которое на 90% можете выполнять самостоятельно. В оставшихся 10% вам помогут, скорее всего, родные и друзья. Они точно заинтересованы в успехе не меньше вашего.
Принцип 2. Тест на выживание
Открывая дело в кризис, задайте вопрос: «Без каких базовых потребностей не обойдутся люди в ближайшие месяцы (пару лет)?» Это поможет увидеть сферы, которые будут наиболее стабильными и оплачиваемыми. Например, во время карантина многие столкнулись не только с нехваткой курьеров. Оказалось, что на рынке недостаточно выездных медицинских услуг, плохо выстроена почтовая логистика.
Из тех областей, которые в следующие несколько лет будут устойчивы к колебаниям экономики, эксперты называют сельское хозяйство, микропроизводства.
Базовые потребности в безопасности, продовольствии и общении никогда не уйдут на второй план, и всегда будут оплачиваемы.
Принцип 3. Перспективы
Представьте, что кризис продлился 2 года. Потом он закончился, и миру предстоит иметь дело с его последствиями. Чем подробнее будет картина, которую вы нарисуете, тем успешнее будет бизнес-идея, которая у вас при этом родится.
Например, все, кому посчастливилось быть родителями, почувствовали на себе во время пандемии недостатки онлайн-образования. А между тем, перспективы и потенциал его огромен. Постепенно онлайн-технологии потеснят традиционное «очное» образование. Только представьте, о каких оборотах внедренных технологий, систем качества и стандартизации, установленного оборудования, комплексов по продвижению здесь идет речь!
Принцип 4. План «Б»
Кризис – не повод сосредоточиться на малом и, что называется, «сложить все пирожки в одну корзину». Вы уже проанализировали, какие отрасли уйдут в рост. Позаботьтесь о том, чтобы новый бизнес был многопрофильным, или легко реструктуризировался в другую отрасль. Развивайте 2-3 побочных направления. Возможно, что в новой кризисной волне именно они помогут вам удержаться на плаву.
Принцип 5. География
Стать предпринимателем – уже риск, на который вы, судя по всему, готовы. Не бойтесь сменить локацию. Например, многие рыночные ниши, занятые в центральной части России, совершенно свободны от конкуренции на Востоке и в Сибири. Мы – представители мобильного поколения, и локация имеет прежде всего экономическую роль. И даже если вы до дрожи в пятках привыкли к гранитным набережным Невы и кривым переулочкам Арбата – это не значит, что нужно упускать возможность построить сильную компанию на берегах Тихого Океана.
Будьте смелыми! Бизнес любит именно таких.